Текст лекций за 22-26 декабря 2018г.

Лекция Е. С. Джаяпатака Свами, 22 декабря 2018 г.
Перевод Нараяни Радха дд.

Сегодня мы продолжим работать над составлением книги «Шри Кришна-Чайтанья». Эта книга о Верховной Личности Бога, который пришел как преданный в Навадвипу.

Нимай Пандит отправился в Гаю, потом получил инициацию от Ишвара Пури. Затем Он вернулся в Навадвипу и все увидели как Он из ученого, который любил дебаты, превратился в чистого преданного.

Сегодня полнолуние, если верить моим ученикам, поэтому я сменил брахманскй шнур. Потом были физиотерапия и голосовая терапия. Физиотерапевт сообщил, что в рождественские каникулы он уезжает на одну неделю. Субханга Говинда прабху получил от него полномочия проводить для меня физиотерапию. Он очень быстро научился как растягивать мышцы. Голосовой же терапевт придет в следующее воскресенье и все это время три раза в неделю будет приходить его помощник. Вот основные новости этого утра.

Затем после обеда я ездил на велосипеде вокруг здания и вечером был ужин. Это основные события сегодняшнего дня.

Первый стих: Кто бы ни встречал Господа, Он говорил с ними с великой любовью и уважением. Таким бразом Он очень сладко разговаривал с каждым.

Следующий стих: Рано утром, когда Господь отправился омываться в Гангу, Он встретил много вайшнавов: Шриваса и других. Увидев их, Он сразу предложил им Свои поклоны, а они дали Махапрабху свои благословения на служение Кришне.

Следующий стих: Когда Господь предложил поклоны Шривасу и другим вайшнавам, они с большой любовью дали Господу свои благословения из любви к Нему.

Следующий стих : «Пусть у Тебя будет чистая преданность лотосным стопам Кришны! Пусть Твои уста всегда воспевают имена Кришны! Пусть Твои уши всегда слушают имена Господа Кришны!»

Следующий стих: «Дорогой Мой, — сказали они — если Ты будешь служить Кришне — все будет успешно. А если не будешь служить Кришне, то вся Твоя красота и знания бесполезны».

Следующий стих: «Кришна — Отец вселенной, Кришна — Душа и Жизнь каждого. Служи Кришне с сильной верой и упорством. Служи лотосным стопам Кришны с большой решительностью, Мой дорогой!»

Следующий стих: Когда Господь услышал благословения, Он был очень доволен и окинул их всех милостивым взглядом.

Следующий стих: «Те благословения, которые вы дали, очень полезны. Зачем давать менее значимые благословения? Вы можете заниматься чистым преданным служением Кришне. Тем, кто служит слугам Кришны, Господь дает Свою милость».

Следующий стих: …………….. Муни говорит: «Чтобы получить милость Вишну, надо удовлетворить вайшнавов. Тогда Вишну будет доволен».
В итихасах …………. Верховная Личность Бога говорит: «Даже если человек знает все писания, Я не принимаю его, пока он не займется преданным служением ……………. Даже если он из хорошей семьи …………. Чистым преданным Господа надо служить так же как и Мне».
Господь Кришна говорит Арджуне: «Преданные не те, кто считает себя Моим преданным, а те, кто служит Моим преданным».
В «Брихат Пуране» в конце рассказа Вьятсамала (?) говорится следующее: «О лучший из брахманов………., если ты служишь преданным, считаях их………., то все, включая Брахму и Шиву, довольны!» Того, кто служит Господу, но не служит преданным, следует считать лишь жертвой собственной гордости. Поэтому преданным надо служить всеми силами.
В «Шримад Бхагаватам» 11.26.34 Господь Кришна говорит Уддхаве, что Его преданные …………. являются обьектом поклонения и неотличны от Него …………
В «Шримад Бхагаватам» 7.5.32 Прахлад Махарадж говорит Хираньякашипу: «Пока человек не покроет свое тело пылью с лотосных стоп преданных…………………………….. Только так человек может освободиться от материального осквернения». Тут вы можете догадаться как отреагировал Хираньякашипу — лидер демонов, атеист из атеистов.
Таких стихов много. Кришна и разные старшие преданные — все прославляют служение преданным.
В «Шримад Бхагаватам» 10.21.23 Мучукунда говорит Кришне: «Когда материальная жизнь перестает интересовать преданного……………………………………………..».
Поэтому Господь Чайтанья говорит нам, что лишь один миг общения с чистым преданным может освободить нас: «Садху Санга садху санга сарва шастра кое лава матра садху санга сарва сидхи хое». Что значит: «Ты всегда учишь меня моим обязанностям перед Кришной, поэтому я понимаю, что очень много совершил благочестивых поступков до этого». Комментарий на этот стих очень длинный, в несколько страниц.
Господь Говорит эти слова Уддхаве в «Шримад Бхагаватам» 11.29.20: » Мой дорогой Уддхава, ………….. преданное служение Мне — трансцендентно …………………
Преданный соверешнно ничего не теряет, начав заниматься этим процессом».

Господь Чайтанья говорит в этом стихе, что получению Им благословений от вайшнавов предшествовало очень много благочестивых поступков до этого, поэтому Он получил эту удачу.

Однажды Шрила Прабхупада сказал, что сознание Кришны — это результат многих-многих благочестивых поступков. Он был тогда на Кумбха Меле в Аллахабаде.
Один из преданных поднял руку и спросил: «Вы говорите, что мы пришли в сознание Кришны после многочисленных благочестивых поступков, поэтому нам так повезло. Но в моей жизни я не совершал никаких благочестивых действий, только греховные. Так как же я получил преданное служение?»
Шрила Прабхупада ответил: «Я дал тебе эту удачу».

Так чистые преданные могут раздавать свою милость бесплатно. Обычно мы получаем преданное служение только после множества благочестивых действий, но по милости гуру и вайшнавов, можно получить милость просто так. Например, миллиардер может просто так кому-то дать миллион. Так чистые преданные могут раздавать Кришна Бхакти, так расширяется ИСККОН по милости Шрилы Прабхупады.

Закончим здесь и продолжим завтра.

Лекция Е. С. Джаяпатаки Свами, 25 декабря 2018 г.
Перевод Нараяни Радха дд.

Поздравляю всех с Рождеством!
Сегодня у меня была встреча по экспозициям ТОВП. Она продолжалась 3 часа, поэтому я устал немного. Там участвуют преданные из 4 континентов.
Потом я делал упражнения ( Гуру Махарадж описал сколько чего сделал. — Прим. НРдд.) Также я ездил на велосипеде и прокрутил педали 540 раз. Вот моя основная деятельность: есть, упражняться и участвовать во встречах. Я коплю силы для Маяпура.

Мы продолжаем работу над книгой «Шри Кришна Чайтанья» — составлаяем одну книгу из нескольких писаний, описывающих лилы Господа Чайтаньи.
В основном на данный момент используем книгу «Чайтанья Бхагавата».

Сегодня мы начинаем новую главу «Бхакты благословляют Вишвамбхара». Господь Чайтанья только начал свое преданное служение. Господь Нитьянанда еще не пришел встретиться с Ним. Это самое начало лил о санкиртане.

Первый стих: Преданные, видя смирение Вишвамбхара, дали Ему свои искренние благословения. Они продолжали давать и давать свои благословения. В Ведах есть обьяснение целей жизни человека: дхарма, артха, кама и мокша — религиозность, деньги, наслаждение чувств и достижение освобождения. Все эти желания отличны от желания служить Кришне, они считаются двойственными. Но преданные дали свои искренние благословения, свободные от двойственности, потому что они желали лишь одного — служить Кришне. У них не было желания достижения этих четырех целей.

Следующий стих: «Служи Кришне, Помни о Нем, слушай Его святые имена! Пусть Кришна будет жизнью и богатством каждого!»

Следующий стих: «Пожалуйста, воспевай имена Кришны, стань слугой Кришны! Пусть Кришна проявится в Твоем сердце!»
Смысл в том, что до этого момента Господь Чайтанья никому не показывал кем Он является на самом деле. Они думали, что Он очень особый зависимый преданный и поэтому щедро благословляли Его.

«Пусть абсолютная истина — Господь Кришна, Его форма, лилы, имена ………… — проявятся в Твоем чистом трансцендентном сердце!»
Увидев преданность Господа Чайтаньи и симптомы экстаза, старшие брахманы предложили свои благословения. Их сердца оценили преданность Господа Чайтаньи.

Следующий стих: «Пусть ничто другое, кроме Кришны, не будет присутствовать в Твоем сердце, пусть все страдания развеются!»

Следующий стих: «………….. погрузиться в трансцендентный нектар служения Кришне».
Преданные обращались к тем людям, которые высмеивали воспевание святых имен, не понимая что это и есть основной долг всех людей. Они считали, что воспевание святых имен — это препятствие к наслаждению чувств.

«Пусть те люди, у которых нет знания о Кришне, утонут в служении Кришне, выпив каплю из нектарного океана преданного служения, и получат частичку любви от Тебя Самого. Ты играешь роль джагад гуру и Ты даешь разум для служения Кришне. Ты должен постоянно занимать их в служении Кришне».
Так преданные Навадвипы принимали Господа Чайтанью как джагад гуру — гуру всего мира. Они считали, что по Его милости те, кто не желает воспевать, могут измениться и стать верными преданными Господа.

Следующий стих: «Как Ты победил весь мир знанием писаний, так же Ты должен уничтожить атеистов служением Кришне!»
Они не имели в виду, что атеистов надо поубивать. Они имели в виду уничтожение атеистичских взглядов и позволить им наслаждаться преданным служением.

Следующий стих: «Пусть по Твоей милости люди начнут воспевать имена Кришны, и танцуя пусть они полностью погрузятся в блаженство!»

Следующий стих: Так преданные положили свои руки на тело Господа и благословили Его, рассказывая о своих переживаниях.

Следующий стих : «Дорогой Мой, в Навадвипе все профессора и учителя, как только появляется возможность прославить преданное служение Кришне, все они ведут себя как …………..»
В этом стихе используется название птицы похожей на утку для сравнения с брахманами, которые следуют обетам как утка: смотрят вниз будто от смирения, но на самом деле они очень жестокие и притворяются. Уткой тут называют человека …………… или человек, который отказывается говорить.

«Хотя человек очень искусен в дискуссиях, не связанных с Кришной, или он проявляет миллион ртов, описывая писания в контексте не преданности, хотя и знает, что все писания имеют одну цель — преданное служение Господу, из-за этой склонности к обману кто-то может сохранять молчание как двуличная цапля (утка … цапля)».
Многие учителя обладают знанием, но не хотят прославлять Кришну, не хотят говорить о благах преданного служения. Конечно, не все такие. Один из известных йогов на западе во времена Шрилы Прабхупады, когда кто-то из его последователей заинтересовался Кришна-бхакти, направил его к Шриле Прабхупаде, сказав, что этот человек является истинным представителем преданного служения в настоящее время.

Следующий стих: «Есть много санньяси и других, кто совершает аскезы. Что говорить о тех, кто следует пути ……………. Многие были очень известны в Навадвипе, но никто не объясняет, дорогой Мой, славу Кришна-киртана. Напротив, они всегда критикуют».
Поэтому утвреждение преданных, которые молились Вишвамбхаре, было очевидно. В святом городе Навадвипа в то время не было недостатка в отреченных йогах-непреданных, гьяни, санньяси, тапасви — тех, кто совершал аскезы. Недостаток был в чистых преданных. Чистых преданных всегда меньше, чем непреданных. Но в «Брахма-вайварта-пуране» Кришна предсказывает, что будет период в 10 тысяч лет — Золотой Век, когда люди всего мира будут воспевать святые имена Кришны и преданное служение обретет значимость.
Мы остановимся здесь. Есть ли вопросы?

Вопрос: …………………
Ответ: «Сознание Кришны — процесс постепенный. Следуя процессу, вы идете постепенно по определенным ступеням. Когда вы достигнете ступени бхавы, у вас будет 99 процентов сознания Кришны и только 1 процент маи. Когда же вы получите Кришна-прему, вы будете на 100 процентов сознающим Кришну. Когда мы начинаем, у нас 1 процент сознания Кришны и 99 процентов маи. При постоянном состредоточении — 50 на 50. Когда развивается вкус — это уже 62,5 процентов — стадия ручи, 10/16 и 12/16 — асакти, 99 процентов — бхава. Все. Надо лишь постоянно следовать процессу».

Вопрос: «На прошлой лекции вы сказали, что предсказание о воспевании в каждом городе и деревне означает, что в каждом городе и деревне будут желающие воспевать. Так будут ли все на самом деле воспевать?»
Ответ: «Надо посмотреть. Однако я помню как Шрила Прабхупада сказал, что все не будут воспевать Харе Кришна, но воспевание будет присутствовать в каждом поселении. Какой процент людей будет воспевать? В каких-то местах может быть этот процент будет выше, но воспевание будет повсюду».

Вопрос: «Как получить такую же милость Господа Гауранги, какую Он раздавал, когда присутствовал на нашей планете?»
Ответ: «Следуя его наставлениям — вани-сева. Также, следуя за духовным учителем — представителем Господа Нитьянанды, а Господь Нитьянанда — это представитель Господа Чайтаньи. Такая система гуру-парампары. Спасибо Всем! Сколько человек смотрят онлайн? 153 преданных».

Лекция Е. С. Джаяпатаки Свами, 26 декабря 2018 г.
Перевод Нараяни Радха дд.

Лекция начинается с того, что все преданные начали срезать рис. Затем Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит: «Давайте я!» И все преданные тоже присоединились. Когда рабочие увидели это, они вернулись к работе. Также, есть Говардхан Пуджа. Наверняка вы знаете, что в Индии в Маяпауре — это Западная Бенгалия, делается гора риса, а затем его раздают всем.
Но вдруг пришла собака и поела немного с горы риса. Преданные пошли к своему Гуру Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и говорят: «Что делать, собака поела немного с горы риса?»
«О, правда? Покажите!»
«Вот это место».
«Точно это? Конкретно вот это место?»
«Да».
Он взял рис прямо оттуда и отведал его. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!!

Однажды Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур шел с несколькими учениками, но внезапно остановился и стал смотреть на луну. Все тоже остановились и стали смотреть на него и на луну. Они думали, почему же он смотрит на луну? Затем он повернулся к преданным и сказал: «На луне люди стали бахирмукх — они отвернули лица от Кришны. Нам надо поехать туда проповедовать им!»
ХАРИБОООЛ!

От Шрилы Прабхупады мы слышали, что люди на луне живут в других тонких измерениях. Луна — одна из райских планет. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур обладал таким зрением, что мог видеть что происходит на других планетах вселенной. Некоторые работы о его жизни говорят, что он является манджари с Голоки Вриндаваны. Он спустился, чтобы служить Шри Кришна Чайтанье. Иногда он приходил в алтарную, закрывал дверь и говорил с Божествами.

Шрила Прабхупада говорил, что он посвятил себя выполнению наставлений его духовного учителя. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур велел создать ДжиБиСи и управлять обществом преданных через него. Все санньяси, брахмачари и преданные должны сотрудничать и работать вместе. Но его ученики этого не сделали и не делали долгое время. Со временем произошел раскол. Прабхупада был полон решимости следовать наставлениям Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в ИСККОН, поэтому он создал ДжиБиСи. Также он сделал очень важным распространение книг, потому что таково было наставление Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И многое из того, что Шрила Прабхупада сделал, или может даже все они, — были по сути выполнением наставлений его духовного учителя.

Я дам обычную лекцию по составлению книги «Шри Кришна Чайтанья».

Первый стих: «Пожалуйста, послушай нас, дорогой Вишвамбхара! Наши тела горят от того, что негде послушать славу воспевания святых имен Кришны! » Преданные, у которых нет желаний, слышали ужасные высказывания против воспевания имен Кришны. Кришна проявил, что Он доволен всеми ………………..

Следующий стих: «Мы уверены, что все атеисты будут побеждены Тобой!»

Следующий стих: «Поэтому мы молимся, чтобы Ты жил вечно и воспевал святые имена Кришны. Ты откроешь качества Кришна каждому!»

Следующий стих: Господь принял благословения преданных на Свою голову. По благословению преданных можно получить чистую преданность Кришне.
Это конец главы «Шри Кришна Чайтанья — Верховная Личность Бога. Преданные благословляют Вишвамбхару». Харе Кришна!

В Мельбурне, в Австралии, преданные ежегодно на следующий день после Рождества проводят Снана Ятру. Джаганнатх, Баладев и Субхадра принимают омовение от всех преданных. ……….. в этом году они сделил 13 разных чира дахи. Это как маленький фестиваль Панихати, плюс день ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Поэтому был пост до полудня. Я был на связи с ними по видеоконференции. Преданные потом ходили и раздавали прасад из горшочков. Я был очень счастлив видеть, как много людей участвовало в этом фестивале.

Сегодня у меня была голосовая терапия. Я получил еще несколько согласных для практики: т — д, п — б, к — г. Вот так меня обучают как использовать язык, рот и голосовые связки. Есть ли вопросы?

Вопросы были, но слуга посчитал, что они не связаны с лекцей. Но Гуру Махарадж внимательно смотрит и сам заметил вопрос и попросил слуге прочесть. — Прим. НРдд.

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, причину основания ИСККОН. Почему Шрила Прабхупада не открыл просто филиал Гаудия Матха?»

Гуру Махарадж: «Это очень интересный вопрос. Было несколько Гаудия Матхов и в каждом был свой ачарья. Но Шрила Прабхупада так хорошо проповедовал, что к нему обращалось много людей и хотели слушать наставления именно от него. Возможно, кто-то хотел получить и инициацию. Но ачарья этого Гаудия Матха говорил ему: «Почему бы тебе не открыть свой Матх?» Они не хотели осложнений. Потом Шрила Прабхупада шел в другой храм и там происходило то же самое.
Поэтому со временем он открыл свое собственное движение. Но, так как он проповедовал на Западе, нужно было английское название, чтобы все его могли понять. На Западе никто же не знал что такое Гаудия Матх, а вот название «Международное Общество Сознания Кришны» — это понятно всем людям.

Когда Шрила Прабхупада вернулся в Маяпур и купил землю, он позвал всех руководителей Гаудия Матхов и призвал их работать всем вместе, как того хотел Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
Он сказал им: «У вас есть недостроенный ашрам и еще что-то незаконченное. Я дам вам денег и иностранных преданных». Но они не согласились.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур открыл 64 Матха. После раскола 2-3 ученика взяли основную часть, кто-то стал строить свои храмы. Поэтому не понятно филиал кого из них открывать. Так как в ИСККОН система многих гуру, люди могут получить инициацию от кого хотят. А в Гауадия Матх традиционно только один гуру и можно получить инциацию только от него ……………..»

Лекция Е. С. Джаяпатаки Свами, 29 декабря 2018 г.
Перевод Нараяни Радха дд.

Я очень рад услышать новости о проекте «Gaura Мandala book». Они езидли в Шрипадс (?) и делали фото. Везде, где нужен какой-то ремонт они докладывают в «Bhaktivedanta shariti trust».

Сегодня был особый ужин из белпури и панипури. Я не уверен, что когда-нибудь пробовал панипури раньше. Их мне испекли, чтобы не привысить мою норму жира. Для выпечки не надо много масла, а так их обычно жарят в масле или гхи.

Мы вспомнили, как Господь Вишвамбхара предложил 100 пранам Вишваксене. Он предложил пранамы Дурге, Шиве, Ганапати и Картикее, затем гуру-парампаре: от Брахмы к Нараде, Вьясе, Мадхава ачарье и всем остальным ачарьям — Мадхавендре Пури Махараджу, Ишвара Пури, затем Господу Чайтанье и шести Госвами, ачарьям Шринивас Нароттам и ………….. пандиту и всем ачарьям в линии до Джаганнат дас Бабаджи, Гауракишор дас бабаджи, Ом Вишнупад Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакуру и его возвышенному ученику ОМ Вишнупад АЧ Бхактиведанта Свами Прабхупаде.
Шачимата не знала, болен ее сын или нет.
Прочитав эту лилу Господа Чайтаньи, я стараюсь медитировать таким образом каждый день, при каждом приеме прасада.

Следующий стих: Таким образом Господь Вишвамбхара полностью был погружен в настроение вайшнава — преданного Господа, поэтому мать Шачи не могла понять болен Он или здоров. Господь был в то время в настроении уничтожения атеистов, которые причиняли страдания Его преданным.

Следующий стих: Мать Шачи не знала ничего, кроме своей любви к сыну Нимаю. Она рассказывала о Его поведении всем.

Следующий стих: Мать Шачи говорила: «Провидение забрало моего мужа и моих сыновей и, в конце концов, у меня остался один сын».

Следующий стих: «Я не могу понять состояние Его ума. Иногда Он смеется, иногда плачет, иногда теряет сознание».

Следующий стих: «Иногда Он говорит Сам Себе о чем думает. Иногда Он кричит: «Я поотрываю головы всем атеистам!»
В настроении Вишну, который устраняет препятствия с пути Своих преданных, Господь Чайтанья говорил, как разобьет головы всем атеистам.

Следующий стих: «Иногда Он забирается на дерево и сидит на ветке, закрыв глаза, и иногда Он падает на землю».

Следующий стих: «Он ……………. зубы, теребит одежду. Иногда падает на землю, катается по ней и не может вымолвить ни слова. Иногда они борются как профессиональные борцы или боксеры друг с другом».

Следующий стих: Никто еще не слышал о таких экстатических переменах от любви к Кришне! Думая, что у него какие-то проблемы с психикой, люди говорили, что Его следует связать.

Следующий стих: Послушав мать Шачи, кто бы ни приходил к Господу Вишвамбхаре, думали, что Он сошел с ума. Они смеялись и уходили, а мать Шачи догоняла их и возвращала. Обычные люди, не знающие о Кришна-бхакти, говорили ………………… проявились.

Следующий стих: Кто-то сказал: » Ты просто не знаешь о Тхакурани. Почему ты расспрашиваешь о Его состоянии?»

Следующий стих: «Какое-то уже имеющееся ранее психическое заболевание проявилось снова. Свяжи Его ноги и пусть лежит дома».

Следующий стих: «Давай Ему воду зеленого кокоса, пока болезнь не уйдет».

Следующий стих: Еще кто-то сказал, что это слишком слабое лекарство. Надо использовать ………….. гхи.

Следующий стих: «Надо лить специальное медицинское масло ему на голову, пока болезнь не уйдет и Он снова не обретет разум».
Они говорят про аюрведическое масло «Вишну тала» или «Нараян тала». «Тала» значит масло. Такие масла выписывают для лечения дисбаланса ума.

Следующий стих: Шачимата была очень могущественной личностью — матерью всей вселенной. Что бы она ни слышала от других, она повторяла эти слова.

Следующий стих: Мать Шачи была полна беспокойства и не знала что делать. Она предалась лотосным стопам Говинды: предложила свое тело, слова и ум.

Следующий стих: Мать Шачи послала гонца Шривасу и другим вайшнавам в их дома, попросив их ……….

Конец главы «Мать Шачи столкнулась с «болезнью» Своего замечательного сына».

Завтра у нас рано утром будет встреча об экспозициях ТОВП, поэтому сегодня рассмотрим немного вопросов. Гуру Махарадж просит прочитать имена тех, кто смотрит.
Вопрос от Марии: «Как распространять книги, если я ощущаю себя несчастной из-за материальных проблем? Люди чувствуют это».
Ответ от Гуру Махараджа: «В материальном мире всегда так: что-то хорошо, что-то плохо. На все надо смотреть с духовной точки зрения, иначе все будет хорошо только когда ты счастлива, и плохо, когда несчастна. Те, кто думают, что они тело, если телу хорошо, то и им хорошо, а если телу плохо, то все плохо.
Это как машина: машина работает хорошо — вы счастливы, машина сломалась — вы грустите. Не надо так привязываться к машине. Машина иногда хорошо работает, иногда ее надо чинить. Не надо слишком беспокоиться об этих сложных временах. Лучше распространяйте книги и служите Кришне независимо от хороших или плохих времен в материальном смысле. Этим вы купите Кришну. Он хочет видеть, что вы дружите с Ним только в радостях. Например, если у вас есть деньги — значит мы дружим, а если нет — извините, мне некогда. Нет, друг познается в беде! Будьте настоящим другом! Когда молодая пара женится, мы говорим им: «Будьте вместе в хорошие и плохие времена». Еще больше это относится к преданному служению Кришне».

Слуга читает дальше имена с вопросами и говорит, что вопросы все не связанные с лекцией — прим. НРдд.

Гуру Махарадж: «Некоторые преданные пишут здесь личные вопросы. Пишите, пожалуйста, на мою электронную почту. Я не люблю обсуждать личное на публике.
Спасибо вам большое!»